В ряде случаев пострадавшее от природных бедствий хозяйство может получить поддержку со стороны государства. Но потребность в страховой защите такая возможность не отменяет.
Когда в каком-либо из регионов происходит бедствие, наносящее существенный ущерб и угрожающее жизням людей или экономике региона, органы власти такого региона РФ могут объявить режим чрезвычайной ситуации. Такая возможность предусмотрена Федеральным Законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии с которым в стране создана «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (согласно Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. №794). Ежегодно это происходит в связи с масштабными потерями в сельском хозяйстве в том или ином субъекте РФ.
После объявления режима ЧС в пострадавших районах создаются Комиссии по обследованию пострадавших сельскохозяйственных объектов, которые проводят оценку ущерба непосредственно в хозяйствах.
После сбора всех документов решается вопрос о выделении средств на ликвидацию ЧС и компенсацию ущерба. Для этого субъект РФ обращается к Минсельхозу России, который располагает определённым резервом, предусмотренным в рамках ежегодного федерального бюджета. В свою очередь, Министерство может обратиться к Правительству РФ с запросом о выделении дополнительных бюджетных ассигнований. Если средства из федерального бюджета выделяются, то они поступают в регион и далее распределяются пострадавшим хозяйствам согласно решениям, принятым на уровне исполнительных органов субъекта РФ.
Наличие этого механизма тем не менее не отменяет необходимости планировать меры по управлению рисками и обеспечивать страховую защиту на уровне отдельного хозяйства. Для этого есть сразу несколько оснований.
1. Страховой договор заранее гарантирует выплату при страховом случае, помощь из бюджета - будет зависеть от многих факторов и заранее не гарантирована.
Пострадавшее хозяйств не сможет обратиться за компенсацией после бедствия, если в регионе не будет объявлен режим ЧС. Но и в том случае, если такой режим будет введен, решение о том, сколько средств будет направлено каждому региону, будет приниматься на уровне Правительства страны каждый раз в индивидуальном порядке. При этом будет приниматься в расчет текущая конкретная ситуация во всех пострадавших субъектах и степень ее тяжести.
В 2019 году помощь из бюджета аграриям по ЧС (6,8 млрд. руб.) почти в 2 раза превысила объем аналогичных компенсаций за 2018 г. (3,6 млрд. руб.). Но практически все сумма - более 6 млрд. руб. - была направлена в наиболее пострадавшие регионы Дальнего Востока и Сибири, где наводнения нанесли разрушительный ущерб.
2. С 2018 года наличие страхового полиса учитывается при предоставлении помощи при ЧС.
В 2018 г. на незастрахованных аграриев из федерального бюджета были выделены средства в размере 50% от их оцененного ущерба. В 2019 г. в большинств субъектов РФ, кроме наиболее пострадавших от наводнений регионов, компенсации были выплачены только тем хозяйствам, которые имели страховой полис.
3. Помощь из бюджета компенсирует только часть прямых затрат на выращивание продукции. При страховании возможно предусмотреть возмещение значительно большей части стоимости продукции.
4. Размер страховой выплаты при том или ином убытке возможно приблизительно оценить заранее, размер компенсации из бюджета, даже если она будет предоставлена, - нет.
Сегодня именно системы
агрострахования несут в различных странах основную нагрузку по компенсации ущерба аграриям. Это позволяет компенсировать годовые потери, эквивалентные 40 млрд. руб. и выше, не создавая экстренной нагрузки на бюджет. В России также создана система
агрострахования, в рамках которой возможно приобрести страховой договор на единых условиях при поддержке государства.
Обновлено: 26.04.2020
Биждов Корней Даткович
Национальный союз агростраховщиков
Каковы перспективы рынка агрострахования в 2020 году?
Все об агростраховании Развитие защиты АПК